учебный план МАОУ СОШ №46 АООП 2025-2026

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»

СОГЛАСОВАНО
Совет школы
Протокол о т __.08.2025г.
№1

ПРИНЯТО
Педагогический совет
МАОУ «СОШ №46»
Протокол от 28.08.2025г.
№1
__________ /Плетнёва О.А./

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МАОУ «СОШ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №46»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
АООП различной нозологии
на 2025-2026 учебный год

/

1.
2.
3.
4.
5.

п. Привокзальный
2025г.
Структура учебного плана
Пояснительная записка к учебному плану.
Учебный план начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (вариант
АООП ЗП Р7.1).
Учебный план ООО для обучающихся с ОВЗ основное общее образование (вариант АООП
ЗПР).
Учебный план АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный план общего образования детей с глубокой (умеренной и тяжелой)
умственной отсталостью, со сложным дефектом (на дому).

1. Пояснительная записка к учебному плану АООП обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья МАОУ «СОШ №46»
на 2025 - 2026 учебный год
Учебный план для обучающихся с ОВЗ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» по
АООП (далее - учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов реализации АООП.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных действующими санитарными требованиями.
Цель - осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным
общеобразовательным программам
Содержание образования ориентировано на преодоление недоразвития познавательной
деятельности, на формирование универсальных учебных действий, на достижения личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Содержание
образования
реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно- деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Концепция Учебного плана основана на принципах: доступности образования, непрерывности
и преемственности, коррекционной направленности, индивидуализации и дифференциации,
интеграции содержания образовательных областей, вариативности.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ для
них разрабатываются индивидуальные учебные планы, в пределах осваиваемой адаптированной
программы, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в порядке, установленном локальными
нормативными актами МАОУ «СОШ № 46». Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается поддержкой специалистами МАОУ «СОШ №46».
В школе языком образования является русский язык.
Продолжительность учебного года для 1-х и дополнительного класса составляет 33 недели, для
остальных классов - 34 недели.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре-декабре уроки длятся по
35 минут, в январе-мае - по 40 минут.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения адаптированной программы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Коррекционно-развивающее направление,
согласно требованиям
ФГОС, является
обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и
психокоррекционные занятия) и ритмикой.
В МАОУ «СОШ №46» коррекционно-развивающее направление реализуют специалисты
(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог- психолог, тьютор).
Коррекционно-развивающая область включает в себя логопедические, психокоррекционные
занятия и ритмику. Коррекционные курсы проводят специалисты (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог). Для этих категорий специалистов обязательным требованием
является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в
области инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца.
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи
(фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи;
формировании навыков вербальной коммуникации. Основными направлениями логопедической
работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний,
словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической
форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы
(мышления, памяти, внимания).
Психокоррекционные занятия
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся;
формирование навыков адекватного поведения. Основные направления работы: диагностика и
развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно­
перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие эмоционально­
личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и
социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Ритмика
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе
восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально­
ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные
направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико­
гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию

9
движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными
инструментами.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
2. Учебный план начального общего образования для обучающихся
с ОВЗ по варианту АООП 7.2
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебным планом предусматриваются
пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего образования за счет введенияпервого дополнительного класса.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает
целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и возможностей,
обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с
целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
. • формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
• развитие готовности обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
• формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно осуществляет образовательный процесс, выбирает виды деятельности
по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1-ми 1-м дополнительном классах эта
часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся используется:
• на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и/или физическом развитии;
• введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности
не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения и устанавливает количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное
чтение» и «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», может корректироваться в

S
рамках предметной области «Филология» с учетом психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык» (английский ), в
результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные
представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира
и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его изучение
отводится 1 час в неделю.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной
деятельности определяется организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
является обязательной частью внеурочной деятельности. Она представлена обязательными
коррекционными
курсами:
«Коррекционно-развивающие
занятия (логопедические и
психокоррекционные)» (фронтальные и индивидуальные занятия) и «Ритмика» (фронтальные и
индивидуальные занятия).
Помимо обязательных коррекционных курсов, образовательная организация дополняет
коррекционно-развивающую область дефектологическими занятиями исходя из психофизических
особенностей, обучающихся с ЗПР и на основании рекомендаций ПМПК и ППк.
Дефектологические коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме. В 1м и 1-м дополнительном классах в содержании психологических занятий предусматривается
профилактическая психокоррекционная работа, направленная на успешную адаптацию
обучающихся с ЗПР к условиям школьного обучения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка - 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с
ОВЗ по варианту 7.2 определяет организация.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 30 минут, на групповые занятия - до 40
минут.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими
системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых
формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся.
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе балльное оценивание не проводится, поэтому
используются формы промежуточной аттестации, которые не предполагают выставления отметок.
По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Окружающий мир» педагогом заполняются листы индивидуальных
достижений обучающихся. По учебным предметам «Основы религиозных культур и светской
этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Родной язык» и «Литературное чтение на
родном языке» предполагается встроенное педагогическое наблюдение. По учебным предметам
«Технология» и «Физическая культура» педагогом заполняются таблицы для отслеживания
динамики учебных достижений обучающихся._______________________________________________
Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Предметные
области

Количество часов в неделю
Учебные предметы

1-й
класс

1-й доп 2-й
класс
класс

3-й
класс

4-й
класс

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

5

5

125

Литературное чтение

4

4

4

4

4

20

-

-

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

4

20,

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

-

-

-

1

1

Иностранный
(английский)
Математика
информатика

и

Обществознание
естествознание

и

язык

Основы
религиозных Основы
религиозных
культур и светской этики культур и светской этики
Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное *
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура

3

3

2

2

2

10

21

21

20

21

22

103

0

0

2

2

1

5

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
21
пятидневной учебной неделе)

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность (включая коррекционно­
10
развивающую область):

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая область:

7

7

7

7

7

35

коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

6

30

Коррекционно-развивающие занятия: логопедические 2

2

3

3

3

13

Коррекционно-развивающие
психокоррекционные (психологические)

занятия:

2

2

1

1

1

7

Коррекционно-развивающие
психокоррекционные (дефектологические)

занятия:

2

2

2

2

2

10

Ритмика

1

1

1

1

1

5

Направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

Искусство

Итого
Часть,
формируемая
образовательного процесса

участниками

3. Учебный план ООО для обучающихся с ОВЗ основное общее образование
(вариант АООП ЗПР)
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает
целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей,
обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Коррекционно­
развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми для преодоления или
ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. В

4
образовательной организации предусмотрены индивидуальные или групповые формы проведение
занятий, их чередование и количественное соотношение определяются образовательно й
организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на преодоление
индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение о предоставлении индивидуальных
занятий ребенку принимает ППк образовательной организации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области
в целом, так и на определенном этапе обучения.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение одного иностранного
языка по причине особенностей психофизического развития, обучающихся с ЗПР, дефицитов
фонематического восприятия и недостаточности всех компонентов речевого развития. На изучение
предмета «Иностранный язык» отводится по 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет включения обучающихся во
внеурочную деятельность по направлениям - физкультурно-спортивное и оздоровительное.
Образовательная организация вправе по согласованию с родителями обучающихся с ЗПР заменить
учебный предмет «Адаптивная физическая культура» на учебный предмет «Физическая культура>или вводить «Адаптивную физическую культуру» индивидуально, исходя из психофизических
возможностей обучающегося и медицинских рекомендаций.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими
системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР проводится в общепринятых формах, но в
некоторых случаях в иных формах, учитывающих особенности обучающихся. В 5-м классе
промежуточная аттестация по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Математика»,
«Биология» предполагает форму контрольной работы, по «Иностранному языку», «Истории России.
Всеобщей истории», «Географии» - тест.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано:
• на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
• введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных
отношений, в том числе этнокультурные;
• другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с
ЗПР.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Среди
них кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации,
краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества,
олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т. д. Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса,
чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО определяет
образовательная организация.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности организаций
дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности используются возможности специализированных лагерей, тематических лагерных
смен, летних школ.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность.
Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной
направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом
развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в
социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение определяется
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей,
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области
может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в соответствии с
индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все
педагогические работники образовательной организации: учителя-дефектологи, воспитатели,
учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка - 10 часов, из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие курсы, 5
часов - на другие направления внеурочной деятельности.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
Кол-во часов в неделю
Предметные области

Учебные предметы

5
класс

7
6
класс класс

8
9
класс класс

Обязательная часть
Русский язык

5

6

4

3

Литература

3

3

2

2

3
Jл

Иностранный язык

3

3

3

3

3

Математика

5

5

Алгебра

3

3

3

Г еометрия

2

2

2

Вероятность и статистика

1

1

1

Информатика

1

1

1

3

2

2,5

1

1

2

2

2

2

2

3

Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

История
Общественно-научные
предметы

3

3

Обществознание
Г еография
Физика

1

1

ЗЕстественно-нат-^ ~ .е
предметы
Искусс!во
......
Технология
Основы безопгсн:с~1 I
защиты Родинь:

ш ита

2
2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

-

1

1'

-

Физическая к\ ль~ та.
'

2

2

2

2

2

2

27

28

30

31

32,5

2

2

2

2

0,5

Занимательная ~ i < <■ "т— >

1

1

1

Математически» -_г

1

1

1

И того

Часть, формнр t чаш Ч В Н В
отношений

М атематика и

•.

~Ш

--

Секреты прост :

1
—^:ЯНННН|Щ||

1

От идеи до п р о г г а

0,5

Ш ттго:
Максимально
пятидневной \ чг' - * -rjO M t

zz

Внеурочная
развивающую ' zh_—i :
Внеурочная
ze г~
развивающую : ' ‘ _ _
Коррекционный

-

30

32

33

33

29

30

32

33

33

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

.

.
~ тяс

29

ШШЯШЯв»

рцшвх z .
z:нг

дефектологи-е-; iz-,;
Коррекционный г - с '"Я
Другие напраз-ztsEi
4.Учебнын
Учебный план
от сроков р
организация
Учебный пла:-:
образовательны <
Обязательная ча
достижение
(интеллект}':

До 5 часов в каждом классе
:шнхся с умственной отсталостью
ьшениями)
за четыре года или пять лет в зависимости
■fetEEze о пролонгации сроков образовательная
. .«'езностей обучающихся.
-2сти и части, формируемой участниками
ie образования, которое обеспечивает
гбучающихся с умственной отсталостью

• формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию б
социальное окружение;
• формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
• введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Формы
организации
внеурочной
деятельности
разнообразны,
и
их
выбор
определяется
общеобразовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС УО является обязательной
частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными (групповыми) и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями. Содержание коррекционно-развивающей области
учебного плана представлено обязательными курсами - ритмикой, коррекционными занятиями,
логопедическими и психокоррекционными, а также дополнительными -дефектологическими
занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей
области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется
образовательной организацией.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся класса для
обучающихся с ОВЗ
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов
5
класс

7 класс

9 класс

На
тарификац
ию

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

2. Математика

4

4

4

4+4

Чтение

4

4

4

4+4

Математика

4

3

3

4+3

Информатика

1

Природоведение

3.
Естествознание/Чел
овек и общество

2

1+1
2

Биология

2

2

2

География

2

2

2

2

2

2+2

2

2

2

Основы социальной жизни

2

История Отечества
4. Искусство

1

Музыка

1

1

Рисование (изобразительное
искусство)

2

2

5.
Физическая
культура

Адаптивная
культура

физическая

2

2

2

2

6. Технология

Ручной
труд

Профильный

6

7

7

6+6

27

28

28

54

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

29

30

30

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

6

1

1

1

3

ритмика

1

1

1

1

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

6

труд.

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

логопедические занятия

Итого:

64

5.Учебный план общего образования детей с глубокой (умеренной и тяжелой)
умственной отсталостью, со сложным дефектом (на дому)
Учебный план АООП УО (вариант 2) (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие
и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов
по годам обучения. Он фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план
представлен по этапам обучения: 1 этап - 1 дополнительный, I - IV класс; 2 этап - V - IX классы; 3
этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1
классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I
этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на II этапе
обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III этапе (10 - 12 класс).

Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может
включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа
развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:
I - обязательная часть, включает:
II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает.
Учебный план составлен с учетом максимальной величины недельной образовательной нагрузки
при 5-дневной неделе в соответствии с СанПиНом.
Содержание учебных дисциплин имеет следующие особенности:
- четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно важных
адаптивных умений и навыков;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает
мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия,
обучение максимально индивидуализировано;
- увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных
предметах;
- планируется усиление использования межредметных связей.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация,
реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной
нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности.
Обучение на дому - это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а
сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется
детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в
образовательной организации. Учебный план ориентирован на 34 учебные недели. Педагоги
реализуют общеобразовательные программы индивидуального обучения, разрабатываемые на
базе адаптированных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей
эмоционально-волевой сферы.
Обеспечение щадящего режима проведения занятий. Расписание занятий составляется на
основании обязательной недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными
представителями) у утверждается руководителем.
При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и
других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования),
образовательная организация имеет право по согласованию с родителями осуществлять
индивидуальное обучение в условиях данной организации. Проведение занятий возможно
индивидуально на дому, индивидуально в условиях школы, с частичным посещением школы.
Определение варианта проведения занятий осуществляется по желанию родителей (законных
представителей) с учетом особенностей психофизического развития и возможностей,
обучающихся на дому.
Для проведения коррекционных занятий к работе с обучающимися на дому, привлекаются
специалисты шППК.

АООП РАС (обучение на дому)

Предметные
области

Количество
часов в неделю

Учебные предметы

1-й класс 1 чел

? I

Обязательная часть

/,

Русский язык

г ~

Чтение

Речевая практика

Математика

2

/

Математика

2

Мир природы и человека

0,5

Музыка •

0,5

Рисование

0,5

Технология

Труд (технология)

0,5

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

0,5

Естествознание

7

1

Искусство

Итого

9,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

0,5

Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной
23
неделе)
Направления внеурочной деятельности

8
Итого на тарификацию: 10

Н едельны й учебны й план ФАООП ИН (вариант 2) обучаю щ ихся
______ ______ __________ (обучение на дом у)
____________________
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов
Классы

1
УО+РАС

5
КЛ

9
КЛ

9
КЛ
(2
чел)

1,5

1

1

1

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь
и
коммуникация

альтернативная

2. Математика

Математические представления

1

1

1

1

3. Естествознание

Окружающий природный мир

1

1

1

0,5

4. Человек

Человек

1

1

0,5

0,25

0,5

0.5

1

0,5

0,5

0,5

Домоводство
Окружающий социальный мир

0,5

5. Искусство

Музыка и движение

1

0,5

0,5

Изобразительная деятельность

1

1

1

6.
Физическая
культура

Адаптивная физкультура

1

1

0,5

0,25

7. Технология

Профильный труд

1

1

0,25 |

8. Коррекционно-развивающие занятия (предметные)

1

0,5

0,5

0,25

Итого

9

8

8

6

3

0

0

0

Коррекционные занятия

3

0

0

0

1. Сенсорное развитие

0,25

2. Предметно-практические действия

0,25

3. Двигательное развитие

0,25

4. Альтернативная коммуникация

0,25

Коррекционно-развивающие занятия (специалисты)

2

1

1

10

9

9

Часть,
формируемая
отношений

участниками

образовательных

ИТОГО на тарификацию

6+6

Недельный учебный план ФАООП ЗПР (вариант 7.1,7.2) обучающихся
______________________
(обучение на дому)
_____________________
Количество часов в неделю

Предметные
области

Учебные предметы
3-й класс

3-й класс 4 класс

Русский язык

2

1

2

Литературное чтение

2

1

2

-

0,25

0,5

Математика

2

1

2

Окружающий мир

1

0,5

1

Обязательная часть

Филология

Иностранный
(английский)
Математика и информатика
Обществознание
естествознание

и

язык

Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и
светской этики
светской этики

0,25

Музыка

0,5

0,25

0,25

Изобразительное искусство

1

0,5

0,5

Технология

Технология

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

0,5

0,5

0,5

Итого

10

6

10

Коррекционно-развивающие занятия: логопедические

0

Искусство

Коррекционно-развиваю щ ие
(психологические)

занятия:

психокоррекционные

Коррекционно-развивающие
(дефектологические)

занятия:

психокоррекционные

Ритмика

0,5
0,5
-

ИТОГО на тарификацию 10

6

На каждого обучающегося с ОВЗ подготовлен ИУП на 2025-2026 учебный год.

10

Прошито и пронумеровано
(
й- А? Ы, ) листов
И.о. директора ^ 1ц____

О.А. Плетнёва
./УкФ .«иное учг)Р'^_ - /7-\.ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».