Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся

1.5. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
2. Организация работы над проектом:
2.1.Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя проекта.
2.2. Тема проекта должна быть рассмотрена на школьных методических
объединениях (ШМО) тех учителей, которые входят в состав ШМО, и на
методическом совете школы для учителей, не охваченных деятельностью
ШМО.
2.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной,
заключительный.
2.4. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя
проекта.
2.5. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается
план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ
информации, выбор способа представления результатов, оформление работы,
предварительная проверка руководителем проекта.
Представление промежуточного результата с перспективами дальнейшей
работы (февраль)
2.6. Заключительный (март-апрель): защита проекта, оценивание работы.
2.7. Контроль соблюдения сроков, промежуточную оценку осуществляет
педагог, руководитель проекта.
2.8. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель.
2.9. Контроль и организация работы по индивидуальным проектам
возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
2.10.1Руководитель индивидуального проекта должен:
совместно с обучающимся определить тему и план работы по
индивидуальному проекту;
совместно с обучающимися определить цель работы, этапы, сроки,
источники получения нужной информации;
мотивировать обучающегося на выполнение работ по индивидуальному
проекту;
оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов исследования;
контролировать выполнение обучающимися плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
2.10.2. Руководитель индивидуального образовательного проекта имеет
право: требовать от обучающегося своевременного и качественного
выполнения работы, ответственного отношения к работе; использовать в
своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; обратиться к
администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального проекта.
2.10.3. Обучающийся должен:

выбрать тему индивидуального проекта;
посещать консультации и занятия по индивидуальному проектированию;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя;
выполнять запланированную работу в установленные индивидуальным
планом сроки;
подготовить публичный отчет о проделанной работе;
2.10.4. Обучающийся имеет право:
на консультативную, информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения проекта;
использовать для выполнения индивидуального проекта информационные
ресурсы школы (библиотека, Интернет).
3. Требования к содержанию и направленности проекта.
3.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность. Практическая направленность предполагает возможность
использования, применения проекта, его элементов, материалов в школе или
социуме, или то, что проект является результатом осуществлённой
практической деятельности автора.
3.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, учебное пособие и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, статьи, газеты, альбома,
буклета, брошюры, книги, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, сценария, компьютерной анимации,
оформления кабинета, серии иллюстраций и др.;
в) материальный объект, макет, коллекция, костюм иное конструкторское
изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты, фото- или видеоотчёты;
д) программные продукты, мультимедийные продукты, видеоролики,
видеофильмы, веб-сайт;
е) экскурсия, путеводитель, игра, праздник, анализ данных социального
опроса, пакет рекомендаций и др.
В случае выбора обучающимся формы проекта, не представленной в
настоящем перечне, решение о возможности её использования в качестве
формы итогового проекта принимает методический совет школы.
4.Требования к оформлению проекта
4.1.В состав материалов готового проекта включаются:
1)
выносимый
на
защиту продукт
проектной
представленный в одной из описанных выше форм;

деятельности,

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка (паспорт
проекта) объёмом не более одной машинописной страницы с указанием для
всех проектов:
а) исходного замысла (или проблемы), цели и назначения (задачи) проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику
работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а)
инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в)
исполнительской дисциплины;
г) практической направленности проекта. При наличии в выполненной
работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена
новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая
значимость полученных результатов.
4.2.Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В
случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник проект к защите не допускается.
4.3.В содержание проекта не могут быть включены материалы,
противоречащие действующему законодательству (в том числе персональные
данные без письменного согласия на их использование).
5. Требования к защите проекта
5.1.Защита итогового индивидуального
проекта является основной
процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
5.2.Защита проекта осуществляется на заседании секции школьной
конференции, на которой публично представляются результаты работы над
проектами и демонстрируется уровень овладения обучающимися
отдельными элементами проектной деятельности.
5.3. Для проведения защиты приказом директора школы создается
экспертная комиссия, в состав которой могут входить руководители
проектных работ, администрация, педагоги школы, учащиеся – члены
школьного научного общества, иные квалифицированные работники (по
согласованию). Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и
более 7-ми человек. На конференции вправе присутствовать в качестве
общественных наблюдателей родители или законные представители
обучающихся, представители общественности.
5.4. Процедура защиты состоит из 5-8 минутного выступления учащегося, в
котором он раскрывает актуальность, цели, суть проекта и выводы. Далее
следуют ответы на вопросы комиссии.

5.5. Учащийся имеет возможность публично представить результаты работы
над проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными
элементами проектной деятельности. Обучающийся может использовать
мультимедийные формы для защиты своего проекта
5.6.Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации обучающегося и отзыва руководителя.
6.Критерии оценки проектной работы:
6.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в
а) умении поставить проблему;
б) выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку
информации,
в) формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения;
г) обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого
решения и т. п.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий.
6.2. Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
6.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
6.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.5.Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе общей оценки всех основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из
четырёх названных выше критериев, то есть на основе четырёх
выставленных комиссией оценок. Оценка по каждому критерию
формируется как среднее арифметическое оценок каждого члена комиссии
по данному критерию по законам математического округления.
6.6.Выделяется два уровня сформированности навыков проектной
деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней
состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения
проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что
обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с

помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной
деятельности.
6.7.Содержательное описание каждого критерия оценки проекта.
Уровни сформированности навыков проектной
деятельности
Критерий

Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем

Знание предмета

Регулятивные
действия

Базовый
(всего в сумме 4-6 баллов
зачёт)

Повышенный
(в сумме 8-12 баллов зачёт)

Работа в целом
Работа в целом
свидетельствует о
свидетельствует о
способности
способности
самостоятельно с опорой самостоятельно ставить
на помощь руководителя проблему и находить пути
ставить проблему и
её решения;
находить пути её решения; продемонстрировано
продемонстрирована
свободное владение
способность приобретать логическими операциями,
новые знания и/или
навыками критического
осваивать новые способы мышления, умение
действий, достигать более самостоятельно мыслить;
глубокого понимания
продемонстрирована
изученного
способность на этой
основе приобретать новые
знания и/или осваивать
новые способы действий,
достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано
Продемонстрировано
понимание содержания
свободное владение
выполненной работы. В предметом проектной
работе и в ответах на
деятельности. Ошибки
вопросы по содержанию отсутствуют
работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы
Работа тщательно
навыки определения темы спланирована и
и планирования работы. последовательно
Работа доведена до конца реализована,
и представлена комиссии; своевременно пройдены
некоторые этапы
все необходимые этапы
выполнялись под
обсуждения и
контролем и при
представления.
поддержке
Контроль и коррекция
руководителя. При этом осуществлялись
проявляются отдельные самостоятельно

элементы самооценки и
самоконтроля
обучающегося
Продемонстрированы
навыки оформления
проектной работы и
пояснительной записки, а
также подготовки простой
презентации. Автор
отвечает на вопросы

Тема ясно определена и
пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все
мысли выражены ясно,
логично, последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на
вопросы
6.8. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3
баллов.
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень
Отметка
4-6 первичных баллов
«удовлетворительно»
Повышенный уровень
Отметка «хорошо»
7-9 первичных баллов
Отметка «отлично»
10-12 первичных баллов
Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно»
при получении 4-6 первичных баллов, а достижения повышенных уровней
соответствуют получению 7-9 баллов (отметка «хорошо) и 10—12 баллов
(отметка «отлично»).
6.9.Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых
критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений
(способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и
способов действий при этом может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного
решения.
6.10. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается
при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых
критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый
продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных
источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
Коммуникация

6.11. Кроме этого, для руководителя проекта показательными должны стать
и такие критерии как (данные критерии являются описательными для
руководителей с целью уточнения уровней сформированности навыков
проектной деятельности):
Уровни сформированности навыков проектной деятельности













Базовый уровень
Авторы проектов / исследований:
владеют навыками по определению 
темы проекта, цели и задач,
формулированию гипотезы и
планированию работы над проектом;
имеют выработанные представления о
композиции и структуре проектной
работы, о виде продукта проектной
работы;
обладают умениями применять

теоретические методы, элементы
экспериментального исследования;
умеют правильно описывать

источники информации и составлять
тезисы к работе;
имеют навыки по написанию доклада
для защиты проекта и созданию
презентации;
степень включенности учащегося в 
проект не превышает 50%.

Повышенный уровень
Авторы проектов / исследований:
уверенно владеют умениями и
навыками, соответствующими
базовому уровню;
создают проекты с обязательным
применением методов
экспериментального исследования и
последующей апробацией его
результатов;
имеют выработанные представления о
составлении паспорта
исследовательской части работы;
обладают устойчивыми умениями
создания презентации проектной
работы в формате «Power Point» и
составления защитной речи, а также
умениями вести дискуссию по теме
своей работы;
степень самостоятельности учащегося
при реализации задач проекта
составляет примерно 70 %.
Способность к самоорганизации,
Способность к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии. В
саморегуляции и рефлексии. В
процессе работы над проектом
процессе работы над проектом
учащийся продемонстрировал
учащийся продемонстрировал
неустойчивую динамику отношения к устойчивую динамику отношения к
выполняемой работе,
выполняемой работе,
консультирование и решение
консультирование и решение
вопросов, связанных с работой над
вопросов, связанных с работой над
проектом практически всегда
проектом практически всегда
являлось инициативой руководителя. являлось инициативой учащегося.
6.12. Критерии оценки проектной работы для экспертной комиссии при
защите:
Критерий
Показатели
учащийся ясно и логично излагает и
Сформированность
коммуникативных действий оформляет выполненную работу,
представляет ее результаты;

аргументированно отвечает на вопросы,
доказывая свою позицию;
адекватно использует
терминологическую базу, доказывая
понимание сути основополагающего
вопроса и понимание исследуемой
проблемы;
проявляет обдуманность в суждениях,
демонстрирует сдержанность и
осознанность в проявлении эмоций,
показывает устойчивость эмоциональных
состояний, имеет выраженную
способность к прогнозированию.
(1-5 баллов)
Привлечение знаний из других учащийся демонстрирует изучение
основополагающего вопроса с точки
областей
зрения различных предметных областей
(1-3 балла)
работа оформлена в соответствии с
Эстетика оформления
требованиями (1-3 балла)
проведенного проекта
учащийся не использует при защите
ИКТ-компетентность
мультимедийную презентацию (0
баллов), владеет ИКТ ( 1 -2 балла)
Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя
проекта и оценки, полученной при защите проектной работы.
В
итоге достижению базового
уровня
соответствует
отметка
«удовлетворительно» при получении 7-11 итоговых баллов, а
достижения повышенных уровней соответствуют получению 12-18 баллов
(отметка «хорошо) и 19—25 баллов (отметка «отлично»).
6.13. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ
государственного образца об уровне образования — аттестат об основном
общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
7. Повторная защита проекта.
7.1. В случае неготовности проекта к защите, а также получения в сумме
менее 4 баллов за проект, обучающийся имеет право на повторную защиту
проекта, дата которой назначается приказом директора школы. Повторная
защита проводится не позднее, чем за две недели до начала ОГЭ.
7.2. В случае отсутствия обучающегося на защите проекта по уважительной
причине, назначается резервный день защиты проекта, не позднее, чем за две
недели до начала ОГЭ.
8. Оформление документации

8.1. Отчетная документация по выполнению индивидуального проекта
руководителя:
- план работы над проектом – документ, в котором определены цели, задачи,
материал, этапы, формы и сроки работы, критерии результативности;
- расписание консультаций;
- список тем учеников с указанием результата и продукта, полученного в
ходе работы над индивидуальным образовательным проектом.
8.2. Отчетная документация по выполнению индивидуального проекта
обучающегося:
- план работы над проектом, в котором определены цели, задачи, материал
для изучения, этапы, формы и сроки работы, критерии результативности;
- текст работы, макет и т.д.
- публичное представление результатов индивидуального проекта.
8.3. Защита итогового индивидуального проекта оценивается отметкой «зачёт
– незачёт» с выдачей сертификата о защите проекта.

Приложение 1
Стадия
работы над
проектом
1. Подготовка

Алгоритм работы над проектом
Содержание работы

Деятельность
учащихся

Деятельность учителя

а) Определение темы и целей проекта, Обсуждают тему
Знакомит со смыслом
его исходного положения
проекта с учителем и
проектного подхода и
б) Подбор рабочей группы
получают при
мотивирует учащихся.
необходимости
Помогает в определении
дополнительную
цели проекта.
информацию.
Наблюдает за работой
Определяют цели
учеников
проекта
2.
а) Определение источников
Формируют задачи
Предлагает идеи,
Планирование необходимой информации
проекта. Вырабатывают высказывает
б) Определение способов сбора и
план действий.
предложения. Наблюдает
анализа информации
Выбирают и
за работой учащихся
в) Определение способа
обосновывают критерии
представления результатов
успеха проектной
(формы проекта)
деятельности
г) Установление процедур и
критериев оценки результатов
проекта
д) Распределение задач
(обязанностей)
между членами рабочей группы
3. Исследова- а) Сбор и уточнение информации
Поэтапно выполняют Наблюдает, советует,
ние
(основные инструменты: интервью, задачи проекта
косвенно руководит
опросы, наблюдения, эксперименты и
деятельностью учащихся
т.п.)
б) Выявление («мозговой штурм») и
обсуждение альтернатив, возникших в
ходе выполнения проекта
в) Выбор оптимального варианта хода
проекта
г) Поэтапное выполнение
исследовательских задач
4. Выводы
а) Анализ информации
Выполняют исслеб) Формулирование выводов
дование и работают над
проектом, анализируя
информацию.
Оформляют проект
5. Представле- а) Подготовка отчета о ходе выполне- Представляют проект,
ние (защита)
ния проекта с объяснением
участвуют в его
проекта и
полученных результатов (возможные коллективном анализе и
оценка его
формы отчета: устный отчет, устный оценке
результатов
отчет с демонстрацией материалов и
презентации о проекте, письменный
отчет (стендовый доклад)
б) Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и
неудач) и причин этого

Приложение 2
Образец написания рецензии на проектную работу
РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу обучающегося __________класса
МАОУ «СОШ №46»
______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)

1.

2.

3.

4.

5.

по теме: __________________________(название темы проектной работы)
_______________________________________________________________
Структура рецензии:
Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки
ее решения; почему данная тема интересна. Аналогичный раздел
присутствует в структуре введения к учебно-исследовательской/
проектной работе.).
Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить
поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы,
результаты работы.
Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная
работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы
(предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе,
какие были приобретены). «Данная работа имеет практическую
значимость» и вкратце, в чем она заключается.
Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной
работе.«Содержание работы соответствует целям и задачам
исследовательской/проектной работы» и далее описывается ее структура и
примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта
информация также присутствует во введении (обычно в конце).
Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной
форме, возможные направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа_________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме:
«______________________________________________________________
(название темы)
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному
итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к
защите.
РЕЦЕНЗЕНТ
__________________ ______________________________ (подпись) (ФИО)
«_____» ______________ 20___ г

Приложение 3

1.
2.
1.
2.
3.
3.

4.
5.
6.

Рекомендации к компьютерной презентации ИИП
(уровень основного общего образования)
Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12
слайдов.
Титульный лист презентации включает:
Полное наименование образовательной организации;
Сведения об авторе и руководителе проекта;
Год разработки проекта.
Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную
информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке
представления каждого раздела.
Слайды должны быть озаглавлены.
Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых
эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы
Microsoft Power Point.

Приложение 4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему «Наши права и обязанности»

Петрова Петра Петровича,
ученика 9 «А» класса
Руководитель проекта:
Иванов Иван Иванович,
учитель обществознания

п. Привокзальный
2019 год
Матрица проекта

1. Название проекта:
2. Проблема (исходный замысел, потребность):
3. Цель:
4. Задачи:
5. Краткое описание хода выполнения проекта. Формулировка выводов или
обоснование выбранного способа решения проблемы.
6. Описание продукта (результата) проекта

Приложение 5
Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем
указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее
публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например:
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990.
2. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и
Азией: Евразийский соблазн. М.:Наука,1991.
3. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии»,
1991, № 1.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
 постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по
возрастающей цифрами или звездочками);
 с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается
номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).

Приложение 6

Требования к защите проектной работы
1. Содержание защиты по проекту должно включать:
 обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
 изложение поставленных в нем целей и задач;
 описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
 краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
 демонстрацию иллюстративного материала (в случаях, где это
требуется).
Выступление ограничивается во времени — 5-7 минут
2. Выступление оценивается на основе критериев:
 соблюдение структуры выступления;
 соблюдение регламента;
 умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на
протяжении всего выступления;
 адекватность громкости и темпа, языка и стиля;
 уверенность и убедительность манеры изложения.
3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать
требованиям:
 соответствия содержания ответов вопросам,
 корректности при ответе на вопросы оппонентов;
 краткости и аргументированности, грамотности речи;

Общие требования к оформлению работ:

Приложение 7

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 14, с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5
см., левое – 3см., правое – 2 см. Общий объем работы (без приложений) не менее 10
листов, не более –30. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы,
заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.Тема работы должна быть
сформулирована грамотно, с речевой точки зрения, и отражать содержание проекта или
исследования. Титульный лист считается 1-й страницей (нумерация на нём не ставится).
Название учебного заведения, предмета, данные автора и руководителя, год – шрифт 14.
Название вида работы шрифт 16 – первая буква заглавная; тема – шрифт 20 все заглавные
буквы.
Оглавление. По содержанию это план работы. Оглавление помещается сразу после
титульного листа. В оглавлении выделяется введение, глава 1, глава 2 и т.п. заключение,
список литературы, приложения. Названия глав не должны повторять название темы.
Каждая глава, в свою очередь, может состоять из параграфов, которые обозначаются
соответственно 1.1.,1.2. и т.д. Названия параграфов не должны повторять название глав.
Введение или краткая пояснительная записка. Здесь раскрываются актуальность выбора
темы, формируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема,
цель, задачи, гипотеза работы, использованные методы исследования
Основная часть. (Название «Основная часть» условное и оно не печатается). Состоит из
глав, параграфов, отражающих ход реализации проекта (исследования).
Заключение. Делаются выводы, которые не должны повторять выводы по главам.
Формулируется утверждение о достижении цели, доказанности гипотезы с кратким
подтверждением. Устанавливается практическая значимость работы (кому может быть
интересна, полезна и т.д.)
Список литературы. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТа в алфавитном порядке:
фамилии авторов,
наименование источника,
место и год издания,
наименование издательства,
количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи,
наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана
статья.
В
тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки
соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник работа к защите не допускается.
Приложения могут содержать иллюстрации, таблицы, фотографии, данные опроса,
анкетирования и другой материал, поддерживающий положения основной части. Для
приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Заключение руководителя.
Характеристика инициативности и самостоятельности учащегося, проявленных качеств
исследователя, организатора социальных перемен, ответственности, исполнительской
дисциплины и т.п.

Приложение 8.
Возможные виды проекта и формы их представления

Вид проекта
Социальный

Исследовательский

Информационный

Творческий

Игровой и ролевой

Основные характерные
элементы
Решение практических
задач, поставленных
заказчиком.
Доказательство или
опровержение какой-либо
гипотезы . Проект
выполняется по аналогии с
научным исследованием:
обязательное обоснование
актуальности исследуемой
проблемы, выдвижение
гипотезы, осуществление
эксперимента, проверка
различных версий, анализ,
обобщение и
обнародование
результатов.
Сбор информации о какомлибо объекте или явлении.
Результаты
информационных проектов
могут быть использованы в
качестве дидактического
материала к урокам,
опубликованы в школьной
газете или выложены в
Интернете.
Привлечение интереса
публики к проблеме
проекта. Данный проект
характеризуется
свободным, творческим
подходом к трактовке
проблемы, ходу работы и
презентации результатов.
Представление опыта
участия в решении
проблемы проекта.
Проектным продуктом, как
правило, является
мероприятие (игра,
состязание, экскурсия и
т.п.).

.

Результат (продукт) проектной
деятельности
а) письменная работа: эссе, реферат,
аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад,
публикация, газета, журнал, пакет
рекомендаций, путеводитель,
сценарий, справочник, словарь и т. д.;
б) художественная творческая работа
(в области литературы, музыки,
изобразительного искусства,
экранных искусств),
представленная в видепрозаического
или стихотворного произведения,
сказки, теста, письма в … ,
праздника, инсценировки,
художественной декламации,
исполнения музыкального
произведения, компьютерной
анимации, оформления кабинета,
атрибутов несуществующего
государства, бизнес-плана, веб-сайта,
видеофильма, атласа, карты, серии
иллюстраций, учебного пособия,
чертежа, экскурсии и т. д.;
в) материальный объект, макет, иное
конструкторское изделие; костюм,
модель и т. д.;
г) отчётные материалы по
социальному проекту, которые могут
включать как тексты, так и
мультимедийные продукты, анализ
данных социологического опроса,
выставка, игра, коллекция, система
школьного самоуправления и т.д.

Приложение 9.
Индивидуальный план выполнения проекта.
Фамилия, имя, отчество
учащегося_____________________________________
Класс___________________
Тема ______________________________________________________________
Этапы

Виды деятельности

Подготовка

Выбор темы проекта
и тем исследований,
разработка
основополагающего
вопроса и
проблемных
вопросов учебной
темы
Планирование Формулировка задач,
которые следует
решить; выбор
средств и методов
решения задач;
определение
последовательности
и сроков работ
Процесс
Самостоятельная
проектирования работа
Оформление
записей, плакатов,
схем и т.д.
Итог
Достигнутый
результат
Оформление
Защита

Планируемая Дата
Подпись
дата
фактически руководителя
исполнения

Приложение 10.
документация руководителя проекта
1. Индивидуальный план выполнения проекта каждого обучающегося.
2. Общие сведения.
Итоговый индивидуальный проект
20____-20____ учебный год
№
п/п

Ф.И.О. ученика Класс

Тема проекта

Итоговая
Подпись
оценка
руководителя
руководителя
проекта

1.
…и
т.д.
3.

Рецензия по каждому индивидуальному проекту.

Приложение 11.
Документация для классного руководителя.
1.Лист ознакомления родителей 9_______ класса
№
Ф.И.О. ученика
п/п
1.
2.
…и
т.д.

Тема проекта Дата выполнения Дата
Подпись
проекта
защиты родителей

2. Темы индивидуальных проектов учащихся 9__класса МАОУ
«СОШ№46»
20____-20_____ учебный год
№
Ф.И.О. ученика Предмет,
Тема проекта
Руководитель
п/п
направление

3. Результаты итоговой оценки ИИП.

Приложение 12.
Оценочный лист индивидуального итогового проекта обучающегося
9____класса 20____-20______ учебного года
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Тема проекта_______________________________________________________
1. Оценка руководителя проекта Ф.И.О.________________________________

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Бал
лы
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует
приобретение зн способности самостоятельно с
о способности самостоятельно
ставить проблему и находить
аний и решение опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути ее пути ее решения;
проблем
решения; продемонстрирована
продемонстрировано свободное
способность приобретать новые
владение логическими
знания и осваивать новые способы
операциями, навыками
действий, достигать более глубокого критического мышления,
понимания изученного
умение самостоятельно
мыслить; продемонстрирована
способность на этой основе
приобретать новые знания и
осваивать новые способы
действий, достигать более
глубокого понимания
проблемы.
Предметные
Продемонстрировано понимание
Продемонстрировано в ходе
знания
содержания выполненной работы. В работы над проектом свободное
работе и в ответах на вопросы по
владение
содержанию работы отсутствовали
предметом проектной
грубые ошибки.
деятельности. Грубые ошибки
отсутствовали, неточности
имели место быть, либо
отсутствовали.
Регулятивные
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована
действия
определения темы и планирования
и последовательно реализована,
работы. Работа доведена до конца,
своевременно пройдены все
некоторые этапы выполнялись при
необходимые этапы обсуждения
поддержке руководителя. При этом и представления. Контроль и
проявляются отдельные элементы
коррекция осуществлялись
самооценки и самоконтроля
самостоятельно.
обучающегося.
Коммуникативны Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и
е действия
оформления проектной работы и
пояснена. Текст/сообщение
пояснительной записки, а также
хорошо структурированы. Все
подготовки простой презентации.
мысли выражены ясно, логично,
Автор отвечает на вопросы.
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы.
Критерий

2. Оценка комиссии

Баллы
Критерий
Показатели
Сформированность 1.учащийся ясно и логично излагает и оформляет
коммуникативных выполненную работу, представляет ее результаты;
аргументированно отвечает на вопросы, доказывая свою
действий
позицию;
2.адекватно использует терминологическую базу, доказывая
понимание сути основополагающего вопроса и понимание
исследуемой проблемы;
3.проявляет обдуманность в суждениях, демонстрирует
сдержанность и осознанность в проявлении эмоций,
показывает устойчивость эмоциональных состояний, имеет
выраженную способность к прогнозированию. (1-5 баллов)
Привлечение знаний учащийся демонстрирует изучение основополагающего
из других областей вопроса с точки зрения различных предметных областей. (13 балла)
Эстетика оформления работа оформлена в соответствии с требованиями (1-3
проведенного проекта балла)
ИКТ-компетентность (0 -2 балла)

3.
Итоговая
оценка
проекта
достижения базового
уровня соответствует отметка «удовлетворительно» при получении 7-11
итоговых баллов, а достижения повышенных уровней соответствуют
получению 12-18 баллов (отметка «хорошо) и 19—25 баллов (отметка
«отлично»).
Итоговое количество баллов_____, оценка_______
Уровень сформированности навыков проектной деятельности___________
Руководитель ИИП_____________

______________________________

Председатель комиссии_______________

_________________________

Приложение 13.

ПРОТОКОЛ
защиты индивидуальных итоговых проектов
обучающихся 9______ класса МАОУ «СОШ№46» от
«_______»______________20____года

1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.

№ п/п Фамилия, имя,
Оценка
Оценка
Итоговая оценка
отчество
руководителя комиссии Баллы Оценка Уровень
обучающегося
в баллах
в баллах
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Председатель комиссии___________________ _________________
Члены комиссии
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________
____________________ ____________________________________

Памятка для обучающегося
«Пояснительная записка к проекту»

o
o
o
o
o

o
o
o
o

Приложение 14

Введение, в котором необходимо:
назвать тему проекта;
сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать,
чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других;
рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы,
обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта;
указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой,
целью и продуктом твоего проекта;
дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех
основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых
результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.
Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема,
гипотеза (в тех проектах, где она есть), проектный продукт, план.
Основная часть.
В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как
воплотил его в проектном продукте; привести описание хода своей работы над проектом,
в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все
ресурсы, которые ты использовал в своей работе.
Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в
том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроках и т.д.;
информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей
проектной работы.
Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и
обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы,
анализ найденной тобой информации, мнения специалистов.
Заключение
В заключении надо:
проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым
трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты
научился в ходе работы над проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);
оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему;
удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему,
как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу
заново);
показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы
ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить
разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта).
Список использованных источников информации, где ты представишь:
список использованных печатных источников в алфавитном порядке с указанием
выходных данных книг и статей;
адреса сайтов в Интернете, с которыми ты работал;
ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места
работы и ученого звания специалиста);
фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по
твоему проекту.

Приложение 15
Примерный план выступления на защите проекта


























Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все
промежуточные этапы):
Сбор информации (где и как искал
информацию)……………………………………………
Изготовление продукта (что и как
делал)………………………………………………………
Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график
работы)……………
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так
как………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было
задумано, получилось, например
Это произошло, потому что …………………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того,
чтобы………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
Работа над проектом показала мне………….

Отметка за ИИП выставляется по пятибалльной шкале. ИИП
является формой обязательной аттестации ученика 9 класса за год.
При безотметочном обучении в течение учебного года по
предмету «Проектная и исследовательская деятельность» оценка,
полученная на защите ИИП является аттестационной оценкой.
При выставлении триместровых оценок по предмету
«Проектная и исследовательская деятельность» годовая отметка
определяется как среднее арифметическое триместровых оценок и
отметки за проект.
Отметка за выполнение итогового индивидуального проекта
выставляется
в
графу
«Проектная
и
исследовательская
деятельность» в классном журнале и личном деле. В аттестат об
основном общем образовании отметка за итоговый проект
выставляется в свободную строку. Тема проекта и результаты его
защиты в виде справки (сертификата) в обязательном порядке
помещаются в портфолио обучающегося.

Приложение
Документация для учащихся.
Содержательное описание каждого критерия
Базовый (1 балл) Повышенный (2-3 балла)
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать
информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта,
творческого решения и т. п
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь
руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована
способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и
находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими
операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах
на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют
Регулятивные действия
Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены
все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Коммуникация
Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а
также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно отвечает на вопросы
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.

Функциональные обязанности заместителя директора,
курирующего организацию выполнения обучающимися итогового
индивидуального проекта
Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.
Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы,
осуществляющим проектную деятельность.
Контролирует формирование проектных групп на основе списков
обучающихся, являющихся исполнителями проектов, и педагогов,
выступающих в роли руководителей проектных групп.
Контролирует деятельность руководителей итоговых индивидуальных
проектов.
Функциональные обязанности руководителя итогового
индивидуального проекта обучающегося
1. Выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.
2. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет
методическую поддержку проектной деятельности; планирует совместно с
обучающимися работу в течение всего проектного периода.
3. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
4. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической
составляющей проекта.
5. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных
недостатков, оказывает помощь обучающемуся в подготовке к презентации
проекта.
6. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.
7. Подготавливает рецензию на работу обучающегося.
Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся,
выполняющих итоговый индивидуальный проект
1. Организует и контролирует начальный период проектной деятельности
(осуществляет контроль 100% охвата детей проектной деятельностью,
составляет список обучающихся с выбором темы и руководителя ИИП и
передает его заместителю директора).
2. Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к
выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
3. Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и
обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых
индивидуальных проектов.
Роль родителей в выполнении обучающимся итогового
индивидуального проекта
1. На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального
проекта роль родителей заключается в оказании своим детям помощи, то есть
не возложение на себя обязанностей по выполнению работы детей над
проектом, а проявление заинтересованности, помощи советом, сбором
информации и расходными материалами для выполнения проекта.

2. Ответственность за выполнение ИИП и его защиту несут родители
обучающихся.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».